Company Logo

Сенсорное воспитание детей

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех (третий год жизни)

 

Цель. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал. Четырехцветные столики с грибочками: 2 двухцветных столика составляются вместе продольными сторонами. 20 грибков 4 цветов перемешиваются произвольно.

Ход занятия. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Дети по 3—4 раза выполняют задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета, одному ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как ребенок разместит материал в соответствии с заданным цветом, воспитатель поворачивает столики на 90° и дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного поворота столиков еще на 90° перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и, наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, далее синего и красного и в конце красного и зеленого цвета.

При выполнении задания детьми воспитатель вопросами, указаниями помогает им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно «посажены»?», «Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Одни дети берут по 1 предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветовой характеристикой. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сравнения, сопоставления объектов между собой.

Другие дети отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.

Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех объектов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибочка с поверхностью столика.

Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом и не подавляли своей инициативностью партнера.

Занятие продолжается 10—12 мин и проводится 1 раз.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета (третий год жизни)

 

Цель. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету соотносить по цвету разнородные предметы.

Материал. 8—10 двухцветных столиков с грибочками. На занятии используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный — синий, желтый — зеленый, черный - белый, оранжевый — фиолетовый, а также и более близкие: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — белый, фиолетовый — синий и т. п.

Ход занятия. Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом. Показывает и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался», его не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет. («Грибок тоже «спрятался», его не видно».)

Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить 2 грибочка разного цвета на части столика такого же цвета.

После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале дети размещают грибки резко различных цветовых сочетаний: красный — синий, черный — белый, оранжевый — фиолетовый и т. п.

По мере выполнения детьми первого задания воспитатель пре доставляет им возможность выполнить задание повторно, но уже с более близкими цветовыми сочетаниями: желтый — оранжевый, красный — оранжевый, синий — фиолетовый и т. д.

Занятие проводится с детьми 1 раз в течение 12—15 мин.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы (третий год жизни)

 

Цель. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Материал. Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчета по 10 палочек (5 одного и 5 другого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям 5 палочек одного (синего) и 5 палочек другого (красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него еще есть палочки такого цвета. Продемонстрировав предмет синего цвета, он говорит, что у него есть игрушки и такого цвета. Затем педагог группирует предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Так, показав детям палочку красного цвета, он поясняет, что у него уже отложен в сторону предмет такого же цвета. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета, и кладет их вместе.

Таким же образом детям показывается прием группировки объектов синего цвета. После общего объяснения и показа воспитатель выясняет, как каждый ребенок понял задание. Он подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть ее, а также две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет идентичную по цвету группу и присоединит к ней свой предмет, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз.

Воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словесной инструкцией. Может быть также использован прием прикладывания объектов вплотную для установления их тождества или различия.

Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый.

После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им предоставляется возможность выполнить задание еще 1—2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — зеленый, зеленый — синий, синий — фиолетовый и т. д.

Если кто-либо из детей будет употреблять слова — названия цвета неправильно, то воспитатель должен поправить ребенка, но требовать от детей обязательного их запоминания и употребления не следует. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, то воспитатель говорит: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсины». Пояснение должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей.

Занятие длится 10—12 мин, проводится с детьми 1 раз.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех (третий год жизни).

 

Данное занятие может быть заменено повторением любого предшествующего, если уровень взаимоотношений у детей в группе недостаточно сформирован.

Цель. Учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме. Формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

Материал. 8—10 комплектов решеток с вкладышами соответствующей формы из расчета по 1 комплекту на каждого ребенка. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник, квадрат — овал, треугольник — прямоугольник, треугольник — овал.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям 2 решетки, сложенные вместе продольными сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна. Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, воспитатель берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его. При показе предметов конкретной формы воспитатель пользуется словами такой, разные.

После объяснения и показа воспитатель приглашает к своему столу двух детей, дает им по круглому вкладышу, предлагает рассмотреть предметы, найти в решетке такой же формы отверстия и закрыть их. Аналогичная работа проводится с другой формой.

При выполнении задания детьми воспитатель вопросами, указаниями помогает им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно «посажены»?», «Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Одни дети берут по 1 предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветовой характеристикой. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сравнения, сопоставления объектов между собой.

Другие дети отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.

Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех объектов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибочка с поверхностью столика.

Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом и не подавляли своей инициативностью партнера.

Занятие продолжается 10—12 мин и проводится 1 раз.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех (третий год жизни)

 

Цель. Обучать детей выбирать объекты двух заданных сенсорных свойстввеличины и формы — из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Материал. 8—10 решеток с вкладышами (из расчета 1 комплект на ребенка). Комплекты решеток и вкладышей следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы.

Ход занятия. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель составляет две решетки вместе продольными сторонами. В одной решетке имеются 4 больших и 5 маленьких круглых отверстий, в другой — 4 больших и 5 маленьких квадратных отверстий. Присоединяются решетки одна к другой таким образом, чтобы отверстия одной величины располагались по диагонали, а не рядом. Так, если крайними правыми окажутся малые квадраты, то левее будут находиться большие квадраты, верхними левыми будут малые круги и верхними правыми — большие круги.

Составив решетки вместе, воспитатель берет соответствующие вкладыши четырех разновидностей и обращает внимание детей на то, что сегодня «дом» (решетки) большой, новый и есть много игрушек (вкладышей). Далее он поясняет, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо посмотреть внимательно: окна есть большие и маленькие. Воспитатель жестом обводит разные отверстия, затем объясняет, что окна разные не только по величине, но и по форме. Показывая на круглые отверстия, воспитатель поясняет: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, он подчеркивает: «Эти окошки вот такие, они другой формы».

Подзывает к своему столу двух детей, предлагает им взять по любому большому предмету, отыскать соответствующие окошки и закрыть их, затем маленькими вкладышами этой же формы предлагает закрыть соответствующие отверстия.

Постепенно к столу воспитателя по двое подходят остальные дети и также размещают вначале по одному большому и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, на занятиях уже нет необходимости в расчлененном обследовании формы и величины, как это делалось прежде. Процесс рассматривания вкладышей, затем отверстий решетки, их сопоставление, сравнение протекают быстро. Однако некоторые дети могут нуждаться в помощи воспитателя, направленной на организацию последовательного анализа свойств и качеств предметов.

После того как воспитатель объяснит задание и выяснит, как дети поняли его, он раздает материал для самостоятельной работы. Важным оказывается подбор пар детей для выполнения задания. Более старших детей можно объединить с младшими, но решающей в данном случае является правильность выполнения предшествующих заданий. Успешно справляющихся с заданиями целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности. Пару, систематически допускавшую ошибки прежде, объединять вместе для выполнения следующих заданий не следует.

Объединив детей по двое, воспитатель должен обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы все задание один за двоих. Сажать детей за стол лучше всего таким образом, чтобы они находились не друг против друга, а за сторонами стола, расположенными под углом 90°.

Итак, двум детям предлагаются 2 решетки, составленные продольными сторонами с большими и маленькими круглыми и квадратными отверстиями. Решетки составляются таким образом, чтобы справа от каждого ребенка находились бы большие отверстия. По отношению к общей площади стола решетки образуют ромб. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшего к обоим детям.

Воспитатель предлагает одному из детей вначале закрывать все круглые отверстия, второму — только квадратные отверстия обоих размеров. Педагог показывает каждому ребенку вкладыши и часть общей решетки, где их надо разместить. Малыши отбирают себе заданные вкладыши из общего материала, предназначенного для двоих. После того как дети разместят вкладыши в соответствующих гнездах, воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает обе решетки на 90° и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Решетки поворачивать лучше всего в одном и том же направлении, по часовой стрелке.

Так, если в первом случае один из детей размещал круглые вкладыши разной величины, то при повороте решеток на 90° он будет оперировать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток на 90° этот же ребенок будет размещать малые и большие квадраты. И наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.

Некоторые дети могут выполнить задание несколько хуже, чем обычно, не столько из-за усложнения задания, сколько из-за отвлекающих внимание действий партнера. Занятие длится 10—12 мин, проводится с детьми 1 раз.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы (второй год жизни)

 

Цель. Продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму предметов с наличным образцом, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники. Индивидуальный материал из расчета по 5 предметов одной и по 5 предметов другой формы на каждого ребенка.

Ход занятия. Подгруппе занимающихся (4—8 детей, в зависимости от возраста и степени обученности на предшествующих занятиях) воспитатель демонстрирует 5 кругов и 5 овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям 1 круг и 1 овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание детей фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, обводит его рукой и поясняет, что игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово-название). Далее внимание детей фиксируется на том, что одни игрушки (кружки) размещаются в одном месте, а другие (овалы) — в другом.

Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов одинаковой формы.

После показа и объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять круг (овал), рассмотреть его, определить, куда положил воспитатель такую же игрушку, и присоединить круг к предмету такой же формы. То же проделывается с объектом другой формы. Когда ребенок правильно разместит рядом предметы, воспитатель подчеркивает, что они одинаковые.

Поочередно каждый занимающийся на столе педагога выполняет задание. Важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе. Иногда дети улавливают лишь внешнюю, манипулятивную сторону выполнения задания: берут объект в одном месте и кладут в другое, не обращая внимание на его сенсорные свойства, в данном случае на форму. Поэтому необходимо фиксировать их внимание на тщательном рассматривании предметов.

После того как все дети разместят по одному объекту разной формы (по одному кругу и по одному овалу) на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания на группировку предметов в соответствии с их формой.

Во время самостоятельного выполнения задания детьми воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Большинству детей он оказывает периодическую помощь. В случае, если ребенок неправильно разместил 1—2 предмета, воспитатель выбирает их из групп однородных объектов, предлагает посмотреть внимательно и показать, куда надо положить такие предметы. В данной ситуации дети успешно выполняют задание, но если отвлекаются, то могут «потерять» задание, т. е. его сенсорную сторону, соскользнув на более примитивную манипулятивную деятельность.

Критерием при оценке выполнения задания служит успешность группировки предметов. Если малыш быстро и правильно выполняет задание, нет необходимости требовать от него расчлененного способа обследования объекта («Возьми игрушку, посмотри на нее внимательно; посмотри, где у меня такая же; покажи, где у меня такая же; а теперь положи их вместе»).

Чем успешнее занимается ребенок, тем быстрее протекает у него весь процесс рассматривания, сопоставления, сравнения, т. е. выполнения задания. Весь ход зрительного анализа быстро переносится во внутренний план и внешне не расчленяется. Такой ребенок, подойдя к столу воспитателя, выполняет задание быстро и без ошибок. Таким детям воспитатель своевременно заменяет материал, например круги и овалы на квадраты и прямоугольники. Их можно также попросить посмотреть, правильно ли выполняют задание другие дети, сидящие рядом. Отдельным детям, испытывающим постоянные затруднения, воспитатель помогает расчленением задания по частям, развернутой инструкцией.

Занятие проводится в течение 6—8 мин и может быть повторено с детьми в возрасте до 1 г. 8 мес. в течение месяца дважды. С более старшими детьми занятие проводится один раз.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы (второй год жизни)

 

Цель. Учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму по наличному образцу, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре, следующих размеров: круг диаметром 3 см, квадрат со сторонами 3x3 см, прямоугольник — 3x5 см, треугольник — 3 X 3 X 3 см; высота деревянной основы фигур 1 см. Индивидуальный материал: по 5 кругов и по 5 квадратов или по 5 прямоугольников и по 5 треугольников на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель организует группу занимающихся от 3—4 до 8 детей, в зависимости от возраста, показывает им 5 кругов и 5 квадратов, перемешанных произвольно, и объясняет, что у него разные игрушки. Отобрав из общего материала 1 кружок, демонстрирует его детям: «Вот какая игрушка». Затем отбирает квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание детей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Непосредственный показ сопровождается названными словами.

Затем воспитатель приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону. Затем, показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала педагог выполняет действие сам, при этом спрашивает детей, куда положить круг, а куда — квадрат. Важно показать детям каждый предмет. Так, демонстрируя круг, он спрашивает: «Где у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?» Наложив круг на круг, воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. С третьей пары к группировке предметов по форме привлекаются дети.

Подозвав малыша к своему столу, воспитатель показывает ему, что в одной стороне лежат одни игрушки (кружочки), а в другой стороне другие (квадраты), предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы. Средством контроля за правильностью группировки предметов оказывается наложение предметов одинаковой формы.

Все дети поочередно раскладывают перед воспитателем по 1 кругу и 1 квадрату, присоединив их к предметам соответствующей формы.

При объяснении формы круг и квадрат называются игрушками. Различие в их форме подчеркивается словами такой, не такой, разные, одинаковые. Место на столе, где раскладываются формы, обозначается словом сюда. Основной методический прием, который использует педагог,— непосредственный показ предметов разной формы. При этом словесная инструкция сводится к минимальному количеству слов. В отдельных случаях воспитатель может употребить слова-названия круг, квадрат, но от детей нельзя требовать повторения и запоминания этих слов.

После объяснения и показа действий воспитателем каждому ребенку для группировки по форме предлагается индивидуальный материал: 5 предметов одной и 5 предметов другой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал. Если один ребенок группирует квадраты и круги, то рядом сидящий может группировать прямоугольники и треугольники.

Детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить сгруппировать предметы другой формы. Если ребенок затрудняется в группировке, воспитатель помогает такому ребенку, акцентируя его внимание на форме путем прикладывания предметов вплотную друг к другу.

Занятие проводится в течение 5—7 мин и может быть повторено в течение месяца дважды.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы (второй год жизни)

 

Занятие I

Цель. Обучать детей фиксировать внимание на величине предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине; примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материал. Деревянные круги и квадраты двух размеров: из расчета по 5 больших и по 5 маленьких на одного ребенка. Форма, цвет и фактура предметов должны быть одинаковыми. Разница предметов по величине может достигать 1,5—2 см, но маленький предмет должен быть не менее 3 см. На данном занятии диаметр маленького круга составляет 3 см, высота деревянной основы — 1 см. Диаметр большого круга равен 4,5 см, высота — 1 см. Стороны малого квадрата равны 3 см, большого — 4,5 см. Высота основы обоих квадратов равна 1 см. Дополнительно могут использоваться две полоски плотной белой бумаги шириной 3 и 4,5 см.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 малых кругов, перемешанных произвольно, и объясняет, что они разные — большие и маленькие, затем показывает круги поочередно, сначала маленький кружок, и говорит, что есть круги такие и вот такие, при этом он показывает большой кружок. Поясняет, что маленькие кружочки он будет класть в одну сторону, а большие — в другую, на соответствующих дорожках (полосках бумаги).

Сначала педагог выполняет это действие сам, спрашивая детей, куда положить такой (большой) и куда такой (маленький) кружок. Прикладывает маленький кружок вплотную к такому же маленькому и говорит, что они одинаковые. Таким образом воспитатель раскладывает две пары кружков. При сортировке третьей пары воспитатель предлагает кому-либо из детей показать, куда положить вначале большой, потом маленький кружок или наоборот. Далее остальные дети поочередно выполняют задание, раскладывая по одной паре кружков на столе перед воспитателем. Для того чтобы все занимающиеся были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять для группировки большие и маленькие квадраты. Они могут называться кубиками, игрушками и другими словами, более доступными пониманию ребенка.

После объяснения и показа каждому ребенку предлагается индивидуальный материал для группировки: 5 больших и 5 маленьких кругов или квадратов, перемешанных произвольно, и две полоски бумаги. Для максимальной мыслительной активности при выполнении индивидуального задания детям, сидящим рядом, предлагается разный материал: одному — кружки, другому - квадраты. Ребенок, быстро справившийся с заданием, может выполнить его еще раз, но с другим материалом (варьируются кружки и квадраты).

Занятие проводится 5—7 мин и может быть повторено в течение месяца дважды.

Занятие II

Цель. Продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, формировать простейшие приемы установления их тождества и различия. Обучать пониманию слов такой, не такой, разные, большой, маленький.

Материал. Большие и маленькие прямоугольники, овалы, треугольники. Каждому ребенку одновременно предлагается одна разновидность больших и маленьких предметов: 5 больших и 5 маленьких прямоугольников, или 5 больших и 5 маленьких треугольников, или 5 больших и 5 маленьких овалов. Размеры прямоугольников: 3x2 см, 5x3 см; треугольников: 4,5х4,5х4,5 см, 3x3x3 см; овалов: 3x2 см, 5x3 см. Высота деревянной основы всех предметов 1 см.

Ход занятия. Воспитатель показывает 5 больших и 5 маленьких прямоугольников, перемешанных произвольно, называя их игрушками или кирпичиками. Поясняет, что игрушки разные: такие (большие) и вот такие (маленькие). Далее предлагает задание: такие (показывает большой прямоугольник) игрушки класть в одну сторону, а вот такие (показывает маленький прямоугольник) — в другую сторону. Первые две пары воспитатель группирует сам, а с третьей пары к группировке предметов по величине привлекаются дети.

Подозвав к своему столу кого-либо из детей, воспитатель дает ему один из прямоугольников (большой или маленький), вначале предлагает ему посмотреть, какой у него кирпичик, потом отыскать место, где лежат такие же кирпичики, и положить их вместе. Затем дает ребенку маленький прямоугольник, предлагает рассмотреть, ощупать, какой он маленький («в ладони прячется»). Ребенок находит место, где лежат такие же маленькие игрушки, и кладет его рядом с ними.

Каждый занимающийся по очереди на столе перед воспитателем раскладывает по одной паре предметов в соответствии с их величиной.

После того как все дети справятся с заданием, им предлагается индивидуальный материал для самостоятельной работы. Группировка осваивается быстрее на разнообразном материале. Поэтому после правильного решения поставленной задачи ребенку дают подбор других фигур (большие и маленькие прямоугольники заменяют овалами или треугольниками). На одном занятии дети могут группировать от 2 до 3 разновидностей однородного материала. Так же как и на первом занятии, детям, затрудняющимся в группировке, можно предложить использовать прием прикладывания предметов вплотную для установления их тождества и различия.

Воспитатель может использовать доступные пониманию ребенка опредмеченные слова-названия: прямоугольник назвать кирпичиком, овал — огурчиком, треугольник — домиком или крышей.

В процессе занятия педагог обучает малышей важному способу обследования величины предметов: захватить маленький предмет ладонью так, чтобы он «спрятался» в ней, а чтобы взять большой предмет, надо ладонь широко раскрыть.

Занятие длится 8—10 мин, проводится в течение месяца дважды.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание детей

Группировка предметов по форме (второй год жизни)

 

Цель. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

Материал. Однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец или 5 квадратных брусков.

Ход занятия. Воспитатель показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое кольцо, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие, круглые (держит кольцо так, чтобы дети хорошо видели его форму). Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Опять подчеркивает, что колечек много и все они круглые.piramidka

Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратных брусков, воспитатель обращает внимание ребят на форму каждого предмета. Разложив все бруски справа от стержня, говорит, что теперь на столе 2 дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предлагает ребенку собрать круглую пирамидку. Оставшиеся квадратные бруски надевает на стержень другой ребенок. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Собрав вторую пирамидку, воспитатель еще раз подчеркивает, что игрушки разные.

Для самостоятельной деятельности педагог раздает по 2 пирамидки: вначале с кольцами (нужно снять их и разложить дорожкой слева от основания), затем с квадратными брусочками (дорожка из них должна быть ровной).

Когда дети вновь начинают собирать пирамидки, педагог помогает нанизывать на стержень предметы соответствующей формы, учит по мере необходимости выравнивать углы и стороны квадратов.

Дети, легко справившиеся с заданием и проявившие при этом интерес, выполняют его еще раз. Занятие длится 5—8 мин, проводится 2—3 раза. На занятии одновременно присутствуют 2—3 ребенка в возрасте от 1 т. 2 мес. и старше.

Для более старших детей можно перемешать кольца и квадраты произвольно, предлагая сгруппировать их по форме и надеть на стержни. Закрепление полученных знаний и умений происходит в самостоятельных играх с предметами.

Задача педагога — предоставить желающим детям дидактический материал и помочь им использовать его с той же целью, что и на занятиях.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Сенсорное воспитание

Складывание трехместной матрешки (второй год жизни)

 

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине; при этом ориентироваться на слова открой, закрой, большая, маленькая, такая, не такая.матрешки

Материал. Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого высотой в 1,5—2 см.

Ход занятия. Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом: они красивые, но разные — большая и маленькая. При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, воспитатель выстраивает все 3 предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине.

Дети внимательно рассматривают матрешек, любуются ими, затем с помощью взрослого отмечают, что одна матрешка большая, другая маленькая, а между ними еще одна — средняя. Не следует требовать произнесения названий величины, важна лишь практическая ориентировка ребят в свойствах предметов.

Матрешка собирается в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались 2 матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.

После предварительного показа детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной работы. Открыть большую матрешку помогает воспитатель. После того как малыши вынут из большой матрешки вкладыши меньшего размера, взрослый напоминает, что большую матрешку надо закрыть, и помогает совместить контуры рисунка. При действиях со средней и маленькой матрешками в помощи воспитателя нуждаются лишь некоторые дети. Как правило, это относится к совмещению рисунка или к выстраиванию матрешек в ряд. Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше.

Если дети быстро справляются с заданием и проявляют интерес, можно предложить им выполнить задание еще раз. Занятие проводится с детьми, начиная с 1 г. 2 мес., продолжается 5—8 мин; проводится 2—3 раза. Усложненные варианты заданий для более старших детей предполагают самостоятельное совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе разных деталей и т. д.

Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Педагог следит, чтобы в самостоятельных играх малышей закреплялись умения и навыки, полученные ими на занятиях.

Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.