Company Logo

 

Конспект НОД. Тема: «Берегите водоемы!»

 


Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе как средство развития основ экологической культуры.

Задачи:

  1. 1.Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  2. 2.Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
  3. 3.Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Интеграция ОО: «познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская



Планируемые результаты: «любознательный, активный», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Материалы и оборудование:

- мультимедиа;

- вырезанные из голубого картона капельки;

- схема «Свойства воды»;

- емкость с чистой водой;

- наборы для экспериментирования и моделирования (по количеству пар детей и для воспитателя);

- салфетки, ситечки, ложки (по количеству детей);

- посылка и письмо;

- стихотворение Е.Шкловского «Береги!»

- музыкальное сопровождение.

    

Этап, цель

Содержание

 

Организационный момент

Цель: создание эмоционального настроя детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Цель:

формирование  у детей представления о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Цель: подведение итогов

 

 

Звучит звук моря, на экране мультимедиа появляется картинка с изображением старика с рыбкой в руках (иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).

 

- Ребята, вы узнали, кто это? (Ответы детей)

 

Воспитатель показывает детям посылку.

 

- Посмотрите, что сегодня нам принес почтальон. Это посылка от нашего старика. Давайте посмотрим, что в ней?

 

Воспитатель открывает посылку и достает оттуда письмо.

 

- Посмотрите, в посылке письмо. Хотите узнать, что написал нам старик с золотой рыбкой?

 

Воспитатель читает письмо.

 

«Живем мы со старухой у самого синего моря. Забросил я однажды невод в море и вытащил … нет, не «одну тину морскую», а еще ржавые банки, битые бутылки, рваные пластиковые пакеты. Закинул я невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину. В третий раз, как и полагается, попалась мне рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая. Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня старче, в море. А наоборот, взмолилась: « Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратится в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!». Жалко мне стало рыбку, забрал ее домой…Только лучше ей жить на воле, в синем море, а оно грязное…Помогите нам, ребята, расскажите, что надо сделать, чтобы море снова чистым стало? До свидания!»

 

- Ребята, поможем золотой рыбке вернуться обратно в море? Давайте посмотрим, что же прислал нам старик в посылке.

 

Воспитатель достает из посылки бутылку с водой (грязная с добавлением растительного масла)

 

- Ребята, как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Это вода из моря, где жила золотая рыбка. Что вы можете о ней сказать, какая она? (Ответы детей)

 

Воспитатель показывает стакан с чистой водой и предлагает детям сравнить ее с водой из «моря». На экране мультимедиа появляется схема «Свойства воды»

 

- Ребята, давайте с вами вспомним, какие свойства воды вы знаете. (Ответы детей)

- Всеми ли этими свойствами обладает вода из посылки?

 

Дети обследуют воду из посылки, описывают ее, опираясь на схему «Свойства воды»

 

- Скажите, а воду из «моря» можно использовать, она пригодна для жизни, питья? Почему? (Ответы детей)

- Как вы думаете, как можно очистить эту воду? (Ответы детей)

 

Воспитатель показывает детям способ очистки воды от масла (нефти), а дети делают самостоятельно в парах.

 

Моделирование экологической катастрофы

 

 В емкость с водой наливается вода из «моря», в которой есть растительное масло, обозначающее нефть. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. Морские животные тоже погибают, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни. С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое удобное место. Затем на масляное пятно капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»), которая помогает расщепить нефть на множество мелких капелек. Затем корабли нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами (влажные салфетки). Капельки масла притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти. По окончанию делается вывод, что специальные корабли-нефтесборщики просто необходимы.

 

По ходу деятельности воспитатель задает вопросы:

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей)

- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей)

- Как можно очистить водоем? (Ответы детей)

 

Воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.

 

- Ребята, скажите, теперь эта вода стала совсем чистой? (Ответы детей)

- Почему? (Ответы детей)

- Как вы думаете, как можно ее очистить? (Ответы детей)

 

Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что в их наборах для исследования есть предметы, которые понадобятся при очистке воды.

 

Опыт «Фильтрация воды»

- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого в воронку, положим ватный диск, который отфильтрует всю грязь и будем потихоньку наливать в воронку воду. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей)

- Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? (Ответы детей)

- Мы с вами проделали большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

 

Физминутка

К речке быстро мы спустились, 
Наклонились и умылись. 
1.2.3.4. – вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно, 
Делать так руками нужно- 
Вместе – раз – это брасс. 
Качаясь на волне – плывём на спине. 
Вышли на берег крутой и отправились домой!

 

- Ребята, наша рыбка со стариком ждут от нас ответа. Как мы можем им его передать? (Ответы детей)

- Правильно, надо написать письмо. Но вот беда, мы с вами пока еще не умеем писать, как же нам поступить? (Ответы детей)

- Молодцы, мы можем его нарисовать. Посмотрите, у меня есть картинки. Их надо разложить в той последовательности, в которой мы выполняли действия. Наклеим их на лист бумаги и у нас получится письмо-схема.

 

Дети с помощью воспитателя составляют схему действий.

 

- Ну вот, наше письмо готово. Потом мы с вами отправим это письмо вместе с очищенной водой обратно старику с рыбкой.

 

Воспитатель предлагает детям посмотреть слайд-шоу о загрязнении водоемов.

 

- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (Ответы детей)

- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (Ответы детей)

- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

 

А как вы думаете, что мы с вами еще можем сделать, чтобы предотвратить загрязнение воды? (Ответы детей)

 

Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что можно предупредить жителей города о вреде, который они приносят и попросить не загрязнять водоемы. Приходят к выводу, что можно распространить листовки.

 

- Правильно! Мы с вами можем нарисовать листовки, в которых попросим других жителей беречь водные ресурсы – моря, реки, озера… Давайте подумаем, что мы можем изобразить на этих листовках? (Ответы детей)

 

Обсуждение возникших идей. Воспитатель предлагает детям дома, совместно с родителями, создать свои эскизы агит.листовок и принести их в детский сад.

 

На экране мультимедиа появляется изображения морей, рек и их жителей (животные, птицы), последним – изображение  планеты Земля. Звучит тихая музыка. Воспитатель читает стихотворение Е.Шкловского.

 

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

 

- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

- Кому помогали?

- Что нового узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какой вывод мы сегодня сделали?

 

 

 Деятельность после НОД:

  1. Обсуждение и изготовление агитационных листовок «Берегите водоемы!»
  2. Распространение агитационного материала по другим группам детского сада, в микрорайоне.
  3. Экскурсия по детскому саду «В поисках воды» (в местах присутствия воды дети приклеивают вырезанные из голубого картона капельки.
  4. Экспериментирование с водой, снегом, льдом.
  5. Рассматривание иллюстрационного материала в детских энциклопедиях, открыток, репродукций картин и др. на тему «Водоемы»
  6. Чтение и заучивание стихотворений о воде.
  7. Трудовая деятельность в центре природы и на участке.
  8. Дидактические и развивающие игры по теме.

 

Используемая литература:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы» - М.: ВАКО, 2011
  3. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ЧП С.С.Лакоценин, 2008
  4. «Воспитатель ДОУ» Практический журнал №4/2008 (10)
  5. «Воспитатель ДОУ» Практический журнал №7/2011
  6. «Дошкольная педагогика» Петербургский научно-практический журнал №5 (80) /май/ 2012
  7. З.Ф.Аксенова «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2008