Company Logo

 Образовательная ситуация в области « Чтение художественной литературы» 

для детей подготовительной группы (разработанная в технологии «Ситуация»)

Тема: Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».

 

Цель: развивать у детей умение внимательно слушать рассказ от начала до конца, с целью понимания содержания произведения.

 

     Задачи:   

  • прививать у детей интерес к чтению книг, пониманию смысла текста;
  • подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному нужно осознать, установить причину страха;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
  • тренировать мыслительные операции – память, речь, анализ, сравнение, обобщение, развивать образное мышление, воображение, коммуникативные качества;

 

                                Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Воспитатель собирает детей около себя.

           - Ребята, я сегодня узнала, что наши друзья, Ваня и Таня, очень сильно напуганы, они сидят дома и даже бояться выходить на улицу.

- А дело в том, что ребята прочитали отрывок из одного  рассказа и теперь уверяют всех, что бывают живые шляпы!

         - А вы верите, что бывают живые шляпы?

         - Хотите помочь Ване и Тане разобраться чего они так испугались?

         - Сможете?

2.   Актуализация знаний.

      Дидактические задачи:  актуализировать знания детей о жанрах художественной литературы: рассказе и сказке; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;  развивать образное мышление, воображение, память, речь, коммуникативные качества

    

        - Ребята, а как вы считаете, бывают ли живые шляпы? Почему?

        - А есть же шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет?

       - Где встречаются эти предметы?  (в сказках)

       - А что читали Ваня и Таня? (рассказ)

       - Чем отличается рассказ от сказки?

       - Сейчас я прочитаю вам этот отрывок из рассказа.

 

                      Воспитатель читает отрывок из рассказа

  3. Затруднение в игровой ситуации.

 Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;  сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения в речи

 

    - Как вы думаете, почему ребята подумали, что шляпа живая? 

    - А вам бы хотелось узнать, почему шляпа вдруг поползла?

    - Как это можно узнать?  (нужно прочитать рассказ  от начала до

конца)

    - Хотите послушать рассказ полностью?

    - Проходите в наш читальный зал.

 

                                    

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;  развивать образное мышление, воображение, память, речь, коммуникативные качества

    

     - Ребята, Ваня и Таня читали отрывок из рассказа замечательного писателя Н. Н. Носова, который написал много детских забавных историй.

А рассказ так и называется «Живая шляпа».

              

                                             Чтение рассказа

            

          - Понравился вам рассказ?

 

  Игра на воображение: « Изобрази котенка из рассказа»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение изображать котенка с помощью жестов и мимики.

 

              - Кто помнит, как называется рассказ, и кто его написал?

              - Как звали мальчиков?

              - Чем они занимались в начале рассказа?

              - Как звали котенка? Что он делал в начале рассказа?

              - Что произошло потом?

              - Как повели себя мальчики?

              - Как вы думаете, они знали, кто скрывается под шляпой?

              - Чего же так испугались мальчики?  (что обычный, знакомый им предмет          ведет себя странно и непонятно)

               - Как вы думаете, мальчики понимали, что шляпы не бывают живыми?

               - Случались ли с вами такие необычные истории, когда сначала было страшно, а потом смешно?

               - Чему же учит этот рассказ? (что страх может быть нашей фантазией, и прежде чем бояться, нужно выяснить причину страха)

               - Ребята, почему же Ваня и Таня поверили в то, что есть живые шляпы? (они не прочитали рассказ полностью)

                - Что бы вы им посоветовали? (читать рассказы с начала до конца, и прежде, чем бояться, нужно выяснить причины страха)

                - Правильно, ребята.

               - Ведь недаром люди придумали много разных пословиц про страх

               - А может быть из вас, кто-то знает их?

               - Вот послушайте: «Волков бояться – в лес не ходить»,

                «У страха глаза велики, чего нет и то – увидят»,

                 « На трусливого, и уж – змея»

 

 

5.  Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Смогли вы помочь Ване и Тане?

        - Почему вам это удалось?

( Мы внимательно прочитали рассказ сначала до конца, и еще мы поняли, прежде  чем бояться, нужно выяснить причину страха)

 

                 Воспитатель хвалит детей.