Company Logo

Конспект занятия в старшей группе

 тема «Платье Зимы и Осени»

 (Технология ТРИЗ в изобразительной деятельности. Старшая группа 5-6 лет)

 

Программное содержание:

  • Продолжать развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • Развивать речь-доказательство, умение высказывать свою точку зрения, опираясь на ранее полученные знания;

  • Развивать умение отгадывать загадки;

  • Активизировать словарь детей: развивать умение подбирать прилагательные к словам «осень», «зима»;

  • Развивать умение смешивать краски, использовать разнообразие изобразительного материала;

  • Развивать умение подбирать соответствующие оттенки для изображения осени и зимы;

     

  • Развивать умение различать теплые и холодные тона;

     

  • Развивать умение осуществлять рефлексию (самоанализ) своей деятельности.

     


 Материал: цветовые «кляксы» холодных и теплых тонов, фишки, карточки с изображением сезонных явлений осени и зимы для игры «Хорошо - плохо», карточки с изображением предметов, связанных с сезонами для игры «Морфологический анализ», таблица для записи прилагательных к игре «Морфологический анализ», объемные силуэты осени и зимы, лоскутки белой ткани для создания нарядов осени и зимы, краски – гуашь, акварель, блестки, фломастеры, мелки.

 Ход занятия:

 В группе на полу появляются цветные «пятна».

В-ль: Ребята, что необычного появилось в группе?

Дети: Цветные кляксы, пятна.

В-ль: Как вы думаете, что это за пятна? Чем или кем они могут быть?

Дети: Красное пятно - ….

В-ль: Мы знаем, что цвета бывают разных тонов. Какие тона вы увидели в этих пятнах?

Дети: Холодные, теплые.

В-ль: А к какому тону относится … пятнышко?

Цветные пятна приглашают вас поиграть. Каждый из вас выберет пятнышко и будет двигаться в такт музыки, когда музыка закончится, мы соберемся в две группы: холодных и теплых тонов.

Игра «Холодные и теплые тона»

В-ль: В какую группу собрались …пятнышки? Почему?

В-ль:  Ребята, а как вы думаете, какое время года оставило нам эти цветные следы?

Дети…

В-ль: Я предлагаю вам превратиться в художников осени и художников зимы. Хотите?

В-ль: Вы любите осень? А зиму? А может быть осень и зима нас и огорчают?

Дети:…

В-ль: Я приглашаю юных художников за столы поиграть в игру «Хорошо – плохо». За каждый правильный и интересный ответ команды получает фишку.

Вопросы команде … «Осенняя фантазия» Осень – это хорошо? Почему?

Вопрос команде «Зимние узоры» Зима – это хорошо? Почему?

Вопрос команде «Осень» - Осень – это плохо? Почему?

Вопрос команде «Зима» Зимой бывает плохо. Почему?

Подсчитаем очки. Какая команда больше знает о своем времени года?

В-ль: И у зимы, и у осени есть много характерных особенностей, явлений, предметов. И они любят загадывать друг другу загадки.

А вы любите отгадывать и загадывать загадки?

Я предлагаю нашим художникам осени и зимы поиграть в игру «Да –нет». Сначала команды загадают какой-нибудь предмет осенний или зимний, а другая команда с помощью вопросов отгадает.

В-ль: Ребята, посмотрите мы так много говорили об осени и зиме, что они сами появились у нас в гостях?

Только, не пойму, кто же из них осень, а кто зима? Как вы думаете?

В-ль: Ребята, а почему мы не можем определить осень и зиму?

В-ль: Кто может помочь нашим гостьям раскрасить их наряды?

В-ль: Дети, хотите рассказать, какое же платье бывает у осени? Зимы? А рассказать нам помогут наши чудесные карточки.

Каждая команда из набора карточек выберет подходящие и придумает определения к платью осени и зимы.

Игра «Морфологический анализ»

Детям предлагается назвать три любых предмета, связанных с сезоном (вода, лист дерева, туча, мороженное, снеговик, покрывало). В таблицу заносятся  определения в этим словам, затем все слова прилагательные относятся в слову «осень», «зима».

Например: осень - сырая, прозрачная, пожухшая, холодная, пестрая, резная, грозная.

зима – сладкая, холодная, белая, пушистое, мягкое, большое, из комков, забавная, веселая.

Воспитатель: Вот мы с вами обсудили какие тона у каждого сезона, какие определение подходят к  осени и зиме, а теперь пора художникам приступить к работе и сшить красивые наряды для зимы и осени.

Вос – ль: Подходите к столам, выбирайте необходимый материал: краски гуашевые или акварельные, блестки, фломастеры, мелки.

По ходу деятельности педагог подходит  к детям

   По окончании работ дети прикрепляют раскрашенные лоскутки ткани на куклу из ватмана; команда «Осенняя фантазия» для осени, команда «Зимние узоры» - для зимы. Вместе с педагогом обсуждают получившиеся наряды

Вос –ль: Посмотрите, какое нарядное, пестрое, дождливое, проливное, прозрачное, мокрое, резное платье получилось для осени. Ребята использовали теплые и холодные тона. Теплые для осенних цветов, золотое листы, овощей и фруктов, а холодные для дождя, туч,  ветров. А какой наряд у зимы?

Дети: Он холодных тонов, т.к. зима – это снег, лед, метель, вьюга, буран, снегопады, гололедица. Зима  - она холодная, морозная, белая, веселая, румяная, мягкая, пушистая, а бывает и колючая.

 

Клюшникова Ольга Геннадьевна

воспитатель  МБДОУ № 266

Нижний Новгород