Company Logo

 

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Изобразительная деятельность для детей младшего дошкольного возраста»

 

                                                            …Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                                                                Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                На бумаге, на асфальте, на стене

                                                                И в трамвае на окне..

                                                                                                           Э. Успенский

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.  Исследования педагогов, психологов Е.А. Флериной, Н.П.Сакулиной, Е.И. Игнатьева и других дают основания сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни и  носит характер манипуляций: ребенок перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, стучит ладошкой по комку глины. Его движения напоминают игру. Такая деятельность ребенка может продолжаться довольно долго, если отсутствует руководство со стороны взрослых. Однако этот период деятельности очень важен, так как от манипуляции  с карандашом, комком глины, дети постепенно переходят к изображению предметов, явлений окружающей действительности. Как организованная образовательная деятельность  изобразительная деятельность начинается с первой младшей группы. В процессе этой деятельности дети овладевают навыками и приемами рисования, лепки, аппликации, знакомятся с различными техниками и  новыми приемами отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Работа по изобразительной деятельности с детьми  младшего дошкольного возраста   осуществляется  мною по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой. В практической работе внедряю элементы парциальной  программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

              В первой младшей группе организую изобразительную  деятельность небольшими группами по 4-5 человек. Практика показала, что лучше всего объединять детей с учетом возраста: от 2 до 2 лет 5 месяцев, от 2 лет 5 месяцев до 3 лет.  Первые занятия, независимо от того,  по лепке они или по рисованию,   начинать нужно так, чтобы сразу заинтересовать детей. С этой целью в своей работе я использую различные игровые упражнения. Можно использовать  перчаточные куклы и мягкие игрушки, обыграть приход сказочного героя. В процессе работы  можно использовать прием рисования в воздухе. Например, дети вслед за мной  сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке котенок », «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье.

             Не все дети хотят заниматься рисованием. Нужно быть готовым к тому, что некоторые дети откажутся заниматься. Заставлять ребенка заниматься изобразительной деятельность против его желания не стоит. В этом возрасте дети очень впечатлительны, они еще не совсем хорошо адаптировались к условиям детского сада, поэтому воспитателю нужно быть очень внимательным и тактичным. Тон беседы должен быть ровный, спокойный, ласковый, который располагает к занятиям. Если малыш занят игрой и еще не привык к занятиям, настойчивое требование заниматься может вызвать капризы, даже плач, а отрицательное отношение к рисованию, лепке укрепится надолго.  Я стараюсь заинтересовать  таких детей новой деятельностью: показываю им  яркие карандаши,  чистые листы бумаги,  привлекаю их внимание к процессу рисования, изображая в присутствии детей простые, понятные малышам предметы и объясняя свои действия. Постепенно все дети проявляют желание рисовать, лепить.

Еще один немаловажный момент в работе с детьми младшего дошкольного возраста: какими бы примитивными ни были рисунки  малышей, к ним надо относиться бережно и учить этому детей. Тогда интерес к творчеству у детей не пропадет.

            Краску я даю детям после того, как они приобретут элементарные  умения действовать карандашом. Краской детям рисовать легче, так как она не требует усилий при нажиме. Дети очень любят рисовать краской.  Однако, нужно сразу приучать ребёнка аккуратно общаться с ней. Сначала я даю детям одну краску. Дети 3-4 лет рисуют несколькими красками. Дети 2-3 лет могут рисовать коллективно (прием сотворчества).

Желательно уже с первой младшей группы проводить просмотр детских работ.  Он длится не более 2 минут.  Это начальный этап, готовящий  дошкольников  к анализу работ  в более старшем возрасте.

 Большое значение я уделяю выбору материалов для лепки и рисования. Сейчас в магазинах продаются  разнообразные материалы, которые можно применят в изобразительной деятельности дошкольников: тонированные листы бумаги, карандаши, кисти, всевозможный пластилин, гуашь.

Некоторые воспитатели в первой младшей группе дают малышам для рисования листы бумаги небольшого размера, цветные карандаши и редко предлагают краски. В таких условиях нельзя говорить о развитии у маленьких  детей  творческих проявлений. На своих занятиях я уже с первой младшей группы знакомлю детей с различными материалами для  изобразительной деятельности.

Большое внимание   при организации изобразительной деятельности я уделяю аккуратности и соблюдению  определенных правил. Приучаю ребенка сразу же не разбрасывать карандаши по столу, а складывать их в коробок или подставку. Раскатывать глину или пластилин только на доске.  Аккуратно пользоваться салфеткой. После занятий следует сразу же приучать детей убирать свои рабочие места. Например, промыв кисть, надо поставить её кверху ворсом.

На занятиях по лепке можно пользоваться и глиной и пластилином.  Но опыт показывает, что  в работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать глину или соленое тесто. Перед началом лепки нужно помочь детям закатать рукава. Можно при этом использовать прибаутки, потешки. Затем нужно усадить детей. Сам воспитатель садиться так, чтобы  всем детям были хорошо видны его руки, берет комок глины и начинает лепить, сопровождая свои действия словами. Проговаривание действий необходимо. Словесное объяснение и показ помогут детям лучше запомнить порядок действий и повторить его самостоятельно. После лепки дети моют руки. Эта процедура обязательна. Вторая подгруппа детей в это время находится с младшим воспитателем и занята игрой. Материалы к организованной деятельности должны находиться на отдельном столе, откуда его берут дети и воспитатель. Для аппликации желательно иметь наборы различных форм (квадраты, круги), силуэты животных. Столы накрываются заранее. Клеенку и формы нужно положить с правой стороны. Их удобно брать правой рукой и намазывать клеем.  В моей практике были дети-левши. Соответственно, для них стол к аппликации накрывался по другому.

Начиная со второй младшей группы,  я привлекаю  детей к подготовке материалов и оборудования для занятий.  Они могут положить  на стол карандаши, бумагу. При раздаче материалов я всегда обращаю внимание детей на цвет краски, карандашей, бумаги, предлагаю ребенку поставить на стол краску определенного цвета. Участие в подготовке к изобразительной деятельности стимулирует желание ребёнка работать с различными материалами.

Гамова Ирина Валентиновна

воспитатель II квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»