Company Logo

 Круглый стол с родителями по теме "Безусловное принятие ребенка"

Цель: Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.

Задачи:

- Создать благоприятный эмоциональный настрой; способствовать  сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

- Формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок».

- Расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.

- Создание условий для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.

- Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.

- Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.

- Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.

                                               

Ход собрания

Приветствие.

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Это собрание для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.

Мы надеемся, что наше собрание будет не только полезным, но и интересным, где родители могут узнать много нового о самих себе, где мы попытаемся разобраться в проблемах  наших детей.

Сегодня мы собрались за круглым столом для того, чтобы поразмышлять на тему: «Безусловное принятие ребенка».

1. Упр. "Имя - жест"

Для начала, дорогие родители,  мы с вами узнаем, какое настроение царит в нашей аудитории. Сейчас предлагаем вам назвать своё имя и жестом изобразить настроение.

Начали… (подводим итоги настроения)

2. Беседа "Что такое безусловное принятие"

Вопросы:

- Как вы думаете, что означает "безусловное принятие ребёнка"?

- Нужно ли ребёнку чтобы его любили и принимали именно, безусловно? Почему?

Мини-лекция. Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…».

Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Подвести участников к выводу:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

3. Просмотр видеозаписи с ответами детей. (Обсуждение) А сейчас мы посмотрим, что думают дети об этом.

4. Беседа "Язык принятия"

«Каким образом можно выразить свое безусловное принятие?»

Делать это можно разными способами:

-Приветливыми взглядами.

-Ласковыми прикосновениями.

-Прямыми словами:

Я рада тебя видеть.

Ты мне нравишься.

Я люблю, когда мы вместе.

Мне хорошо, когда мы вместе.

Как хорошо, что ты у меня есть.

-Обнимать ребенка несколько раз в день.

«Язык непринятия»

-Отказ от объяснений

-Негативная оценка личности

-Сравнение не в лучшую сторону

-Указание на несоответствие родительским ожиданиям

-Игнорирование

-Подчеркивание неудачи

-Оскорбление

-Угроза

-Наказание

-«Жесткая» мимика

-Угрожающие позы

-Негативные интонации

5. Упр. "Общение на языке принятия"

(Обсуждение)

Далее ведущий предлагает одному из родителей принять на себя роль ребёнка и сказать какую-то фразу (от лица ребенка). Другие члены группы и ведущий отвечают на данную фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а «родитель-ребенок» сидит. После того как родитель побывал в роли ребенка, ведущий предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые у него возникали.

В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.

Фразы, которые предлагаются родителям для тренировки «языка принятия», могут быть связаны с конкретными проблемами, которые стоят перед ними:

Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)

Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)

Не буду есть эту вашу противную кашу! (У тебя есть право не есть то, что тебе противно, но другие могут думать совсем по-иному, для меня, например, она приятна.)

Не буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)

В скобках приведены примеры ответов на языке принятия.

6. Упр. "Встреча с лучшим другом"

А сейчас давайте немного отдохнем. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок: вот вы забираете его из детского сада и показываете ему, как вы рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов или вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение ещё нескольких минут. Не бойтесь "испортить" его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

7. Упр. "Я хочу, чтобы мой ребёнок..."

А теперь подытожим: скажите, какими же мы хотим видеть наших детей? Продолжите фразу "Я хочу, чтобы мой ребёнок..." (каким вы хотите его видеть).

Делается вывод, что главное, чтобы он был счастливым.

8. Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).

Я поняла ...

Мне понравилось ...

Я почувствовала ...

Я бы хотела ...

Раздача памяток.

 

Памятка.

Безусловно, принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник,  помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)». Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей. Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.                                                                                           

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…»

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

 

Домашние задание.

Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого, в течение дня (а лучше двух – трех дней), постарайтесь подсчитать сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день.

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства. Напишите список заповедей, обычаев, правил, запретов, взглядов своей семьи.

 

Быковская Наталья Юрьевна

Педагог психолог БДОУ г.Омска

"Детский сад 9 присмотра и оздоровления"