Company Logo

Занятие1. Сущность и причины конфликтов у дошкольников

Цель: формирование представления о сущности и структуре конфликта.

Оборудование: фишки трех цветов по количеству участников, схемы для «Лекции в картинках»

Подготовительная работа

в начале занятия всем участникам раздаются фишки желтого, красного или зеленого цвета

Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы начинаем серию семинаров, посвященных детским конфликтам. На первом семинаре мы узнаем, что такое конфликт и каковы его последствия для детской личности. На втором – поговорим – как анализировать и разрешать конфликты. На третьем – проиграем игры, позволяющие обучить детей навыкам общения и (как следствие) избежать или смягчить конфликты между детьми.

I. Разминка: разбейтесь на группы по цвету полученных фишек и попробуйте расшифровать слово «Конфликт»- дайте определение этому понятию так, чтобы каждое из слов определения начиналось на одну из букв слова Конфликт (например «Кипящая, Очень Напряженная Форма ....»)

Обсуждение ответов педагогов, формулирование определения конфликта:

Конфликт (лат противостояние. столкновение) – трудноразрешимое противоречие, связанное с острым противоборством и эмоциональными переживаниями.

Противоречие становится конфликтом, если затрагивает цели, интересы, социальный статус, престиж, моральное достоинство, жизненные ценности и т.д.

II. Теоретическая часть

Нужен ли конфликт? (проводится голосование, затем участники, разбившись по группам, составляют тезисы в защиту той и другой мысли).

Вывод:

Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные (см. табл.).


Функции межличностного конфликта

 

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные затра­ты на участие в конфликте

Получение новой информации о конфликтующей стороне (другом ребенке, сверстнике)

Снижение дисциплины, ухуд­шение эмоционального само­чувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе

Стимулирование к изменени­ям и развитию через воспи­тательные воздействия

Чрезмерное увлечение процес­сом конфликтного взаимодей­ствия идет в ущерб воспитатель­но-образовательному процессу

Снятие агрессивности, осозна­ние норм поведения

Оказывает дезорганизующее влияние на совместную дея­тельность

Выработка более осознанного и целесообразного решения проблемы

Уменьшает степень сотрудничест­ва в различных видах детской продуктивной деятельности

Разрешение конфликтной си­туации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

 

 

Чтобы понять, как возник и соответственно как разрешать конфликты надо понять, что он из себя представляет. А значит, переходим к следующему разделу нашего занятия:

Структура конфликта

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы принимаются практически всеми. Это — проблема (противоречие), конфликтная ситуа¬ция, участники конфликта и их позиции, объект, «инцидент» (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конфликт (начало активного процесса, развитие и разрешение). Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конф¬ликта: ресурсный (предметный, связанный с расширением игровой территории) или отношений.

Объектом конфликта выступает конкретная материаль¬ная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта — дети, со своими потребностями, ин-тересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Сущность и причины конфликтов у дошкольников

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуа¬ция — скрытое или открытое противоборство двух или не¬скольких участников (сторон), включающее либо противоре¬чивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных услови¬ях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонен¬тов и т. п. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельно¬сти, ее возникновению способствует более или менее длитель¬ный период скрытой, обоюдной или односторонней неудовлет¬воренности.

Для возникновения конфликта необходим инцидент — это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпро-миссностью поступков и направлены на обязательное овладе¬ние объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия или когда одна из сторон начинает ущемлять другую и провоциру¬ет столкновение. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат: кризис отноше¬ний, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктив¬но, то его последствиями будут тревога, беспомощность, смяте¬ние, развал, отрицание, уход, эскалация, поляризация. И наобо¬рот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чув¬ствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность.

III. Работа в группах. Давайте разберемся, что обостряет, а что ослабляет конфликт. Вам предлагаются факторы влияющие на конфликт (Приложение 1). Пожалуйста, разбейте их на 2 группы - факторы, обостряющие конфликт и факторы, ослабляющие конфликт.

Итог работы групп:

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

• проявление безразличия со стороны взрослого на возник¬ший конфликт;

• отсутствие попыток установления и поддержания отно¬шений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта — детей;

• эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увели¬чение числа детей, участников конфликта, которые прини¬мают ту или иную сторону;

• вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

• уход на нейтральную сторону;

• беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навы¬ков в урегулировании конфликтов;

• сохранение и укрепление межличностных отношений.

IV. Ну а теперь я предлагаю вашему вниманию небольшую лекцию в картинках

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания (Приложение 2):

• стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии, об-щении детей);

• стадию перехода потенциального конфликта в реальный (фрустрация, осознание, что нарушена его территория или ущемлены личные интересы);

• стадию конфликтных действий и эмоциональных прояв¬лений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильствен¬ные действия, потасовка и т. д.);

• стадию снятия или разрешения конфликта.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходя¬щего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.

Что в ребенке, по вашему мнению, провоцирует его склонность к конфликтам (Приложение 3)?

Трудности дошкольников во взаимоотношениях со свер-стниками, как показывает практика, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в разви¬тии ребенка. Например,

1. ребенок слишком робок, зажат, неуве¬рен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам. В число таких детей, как правило, попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприят¬ной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с гипо— или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания.

2. Другой широко распространенный вари¬ант «непопулярного» дошкольника — агрессивный, плохо кон-тролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфлик¬там и аффективным вспышкам.

3. Показано, что уже у дош¬кольников может иметь место доминирование потребности в признании в сочетании с общей высокой активностью в обще¬нии и малой способностью удовлетворить коммуникативные потребности своих партнеров по игре и совместной деятельно¬сти. Непопулярные дети тяжело переживают свою невклю¬ченность в совместные игры сверстников, что, в свою очередь, крайне отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства самоуважения в целом.

Специальная помощь в освоении коммуникативных навыков обычно требу¬ется детям с такими особенностями эмоционально-личност¬ного реагирования, как высокая тревожность и неуверенность в себе, зависимость от окружающих, повышенная потребность в их одобрении и другими особенностями, возникающими вслед¬ствие недостаточно четкого и гибкого воспитания ребенка в семье.

4. Особый круг проблем возникает в связи с таким важным, но чрезвычайно мало разработанным в возрастной психологии вопросом, как ранний этап формирования характера и, в частно-сти, его акцентуаций. В дошкольном возрасте в ряде случаев необходимо учитывать возможность раннего обнаружения не-которых типов акцентуаций характера (например, по истероидному, гипертимному, лабильному, неустойчивому и некоторых другим типам). Важно знать, что при определенных акцентуа¬циях формирующегося характера ребенка неправильные виды воспитания могут оказывать крайне негативное влияние и спо¬собствовать психопатическому развитию. Так, например, соче-тание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпро-текцией в воспитании («кумир семьи») по существу обрекает ребенка на путь психопатического развития. Детям, имеющим акцентуацию характера (явную или скрытую), особенно остро требуется индивидуальный подход в воспитании. Опасно, когда родители и воспитатели не знают и не учитывают имеющихся у таких детей зон «наименьшего сопротивления», не представ¬ляют себе возможных последствий потакания нежелательным проявлениям.

5. Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками мои гут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Практика показывает весьма раннее деление дош¬кольников на «популярных» и «непопулярных» или, другими словами, «звезд» и «изолированных», обнаруженное и в социо¬метрических, и в психологических исследованиях. Специаль¬ные проблемы характерны для каждой из названных групп, но особенно тяжелые последствия для развития личности влечет за собой положение «отверженного». Среди таких по¬следствий — стойкое негативное отношение к общению, пас¬сивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность поведения, невротические реакции и др.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднения¬ми в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка (Приложение 4).

Первый тип — это неуравновешенное, импульсивное по-ведение, характерное для быстровозбудимых детей. Конфлик¬ты со сверстниками у этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Эмоциональная несдержанность и импуль¬сивность таких детей приводит к разрушению игры, к конф¬ликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, не-довольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у та¬ких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равно¬душны к окружающим. Однако наблюдения за ними показы¬вают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрос¬лого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе.

Основной чертой поведения третьего типа детей явля¬ется наличие у них многочисленных страхов. Следует отли¬чать нормальные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообраз¬ные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть неадекватны ситуации. В ряде случаев возникшая реакция на травмирую¬щую ситуацию (это может быть конфликт) может закрепить¬ся и формировать устойчивое агрессивное поведение, что при¬водит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с ок¬ружающими. Это вызывает отрицательное отношение со стороны окружающих взрослых и сверстников, что еще боль¬ше усиливает травмирующую ситуацию и провоцирует агрес¬сию ребенка. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых — это физическая агрес¬сия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим), что представляет опасность как для самого ребенка, так и для других детей. В более легких случаях агрессия выполня¬ет преимущественно защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально приемлемые фор¬мы взаимодействия ребенка с окружающим миром. В более сложных случаях агрессивные действия возникают импуль¬сивно, в меньшей степени они связаны с реальной ситуацией. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии (способность чувствовать состояние другого, умение вста¬вать на его позицию). Таких детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его аг¬рессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа воспитателя (педагога) по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поста¬вить себя на место других, оценить свое поведение со стороны

На протяжении всего детства дети учатся понимать и ува¬жать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приоб¬ретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить де¬тей социально приемлемым нормам поведения и общения.

Можно много рассказывать о конфликтах, но думаю, уже пора переходить к вопросу о там, как разрешать детские конфликты. Ответ прост: любой конфликт можно разрешить, если правильно его проанализировать и понять причину конфликта. Об этом мы и поговорим на следующем занятии

V. Рефлексия занятия:

Продолжите предложения:

Главное, что я сегодня узнала....

Я поняла, что ....

Я не согласна с тем, что...

Наиболее значимым для моей практической работы является то, что...


Приложения:


Андронова Ольга Ефимовна

педагог-психолог

БДОУ «Детский сад №134 комбинированного вида»

г. Омск