Company Logo

 Занятие2. Психологический анализ детских конфликтов (практикум).

 

 Цель: обучение педагогов приемам анализа конфликта

 

Оборудование: План анализа конфликта, схемы картографирования конфликта (по количеству участников)

Добрый день, уважаемы коллеги. Мы продолжаем разговор о конфликтах среди детей. Сегодня мы научимся анализировать конфликты и сформулируем правила поведения воспитателя в ситуации детского конфликта. Но вначале давайте немного поиграем.

Разминка: Игра «Броуновское движение». Разбившись по сигналу ведущего на группы по 2, по 3, по 4 человека, педагоги должны найти общий признак, объединяющий их группу (цвет волос, возраст, деталь одежды, качество характера).

Основная часть.

Теоретический блок:

Психологи предлагают несколько вариантов анализа конфликтов. Вот один из вариантов последовательного разбора:

1. Описание ситуации конфликта (участники, место возник¬новения, обстоятельства, деятельность участников конф¬ликта).

2. Что предшествовало возникновению ситуации?

3. Определение в ситуации момента, когда воспитатель мог бы определить переход конфликтной ситуации в конф¬ликт.

4. Что помешало воспитателю это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожи¬данность и т. д.)?

5. Какие возрастные, индивидуальные особенности участни¬ков конфликта, проявились в их поведении, поступке, си¬туации?

6. Ситуация глазами детей и самого воспитателя.

7. Личностная позиция воспитателя в возникновении конф¬ликтной ситуации (отношение ее к детям).

8. Какие приемы воспитательного воздействия мог бы исполь¬зовать воспитатель в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.

9. Что нового узнал воспитатель, о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?

Практический блок:

Задание для педагогов (работа в группах): проанализируйте предложенные вам ситуации. Ппредложите свой вариант позитивного и негативного развития конфликта

Ситуация 1. Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала прямо в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

Ситуация 2.Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал.

Обсуждение ответов педагогов, формулирование вывода: даже самая конфликтная ситуация вполне может разрешиться мирно, если себя грамотно в ней вести. Например. Конфликт мальчиков завершился так:

«Вовка увидел бегущего к нему Колю его и сказал мальчику, который рядом стоял:

– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..»

Теоретический блок:

Для педагогов, предпочитающих мыслить схемами, я предлагаю такой вариант анализа - картографирование конфликта:

Психологический анализ детских конфликтов (практикум)

 

 

Для каждого оппонента конфликта мы  определяем:

  • его интересы (чего он хочет);
  • опасения той и другой стороны (из-за чего человек испытывает чувство угрозы)

В центре схемы мы рисуем круг, в нем записываем Проблему конфликта (объективную причину)

На основе проделанного анализа ищем точки соприкосновения – то есть то, как можно снять чувство угрозы и удовлетворить интересы каждого из оппонетов

Практический блок:

Задание для педагогов (работа в группах): проанализируйте предложенные вам ситуации. предложите свой вариант позитивного выхода из конфликта

Ситуация 3. Саша и Сережа (4 года) играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.

Ситуация 4. Полную девочку (5 лет) обзывают мальчики, она плачет, замыкается, ни с кем не играет, и не хочет ходить в детский сад.

Ситуация 5. Мальчик (6 лет) из необеспеченной семьи. От того, что у него нет дорогих игрушек, и он не так хорошо одет, как другие дети, с ним никто не дружит.

Ситуация 6. Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку.

Обсуждение ответов педагогов, формулирование вывода: осуществляя анализ взаимоотношений детей, воспитатель должен:

стараться определить причины их объединения (или не объединения);

направлять эти взаимоотношения (при определяющей ини­циативе);

оценивать действия детей, помня об их обостренной чув­ствительности;

помогать им анализировать собственную личность; обращать внимание на выбор игрушек, имея в виду поло­вую идентификацию;

осуществлять общение с детьми с учетом их пола; при общении придерживаться личностноориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат;

приучать детей к общению в таком стиле, который необхо­дим именно в этом возрасте;

прививать детям коммуникативные навыки и обучать спо­собам ненасильственного разрешения конфликтов, возни­кающих в ходе игры.

Мозговой штурм

Ну а теперь основе полученных знаний давайте сформулируем рекомендации по разрешению конфликта.

Воспитатели работают в двух группах. Первая формулирует общую стратегию действий воспитателя при затяжном конфликте между детьми. Вторая – алгоритм действий при остром конфликте (например, в ситуации драки) 

Примерный вариант рекомендации по разрешению конфликтной ситу­ации между детьми:

  1. 1.Признать существование конфликта, т. е. признать нали­чие противоположных целей, методов у участников конф­ликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним про­явлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообща­ют о конфликте.
  2. 2.Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфлик­та. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предме­том конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатыва­ются подходы к проблемной ситуации, выявляются пози­ции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  3. 3.После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конф­ликта на более подходящее время и определить необходи­мость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
  4. 4.Разработать варианты решений конфликтной ситуации i методы воспитательных воздействий.
  5. 5.Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительны} конфликтов, и уже с участием взрослых.

Примерный вариант  действий педагога в опасных конфликтных ситуациях.

Воспитатель должен:

  1. 1.вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
  2. 2.оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему; сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомне­нию, о своем неудовольствии его поведением, решить воп­рос — сразу же предпринять в отношении его какие-ни­будь действия (например: успокоить, отвести к заведую­щей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже, позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, об­ратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указа­ния, что делать;
  3. 3.избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случи­лось и как они себя чувствуют;
  4. 4.разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конф­ликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой пове­дение участников конфликта, должно ли последовать на­казание, играет ли наказание какую-нибудь роль для ви­новника, какие уроки он извлечет, какие внушения долж­ны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Рефлексия занятия:

Продолжите предложения:

  • Главное, что я сегодня узнала….
  • Я поняла, что ….
  • Я не согласна с тем, что…

Наиболее значимым для моей практической работы является то, что…


 

Андронова Ольга Ефимовна

педагог-психолог

БДОУ «Детский сад №134 комбинированного вида»

г. Омск