Сайт "Воспитатель"
Педагогический опыт
Сказки
- Подробности
- Родительская категория: Консультации, семинары, родительские собрания
- Категория: Цикл обучающих семинаров для воспитателей на тему «Конфликты у дошкольников»
Занятие2. Психологический анализ детских конфликтов (практикум).
Цель: обучение педагогов приемам анализа конфликта
Оборудование: План анализа конфликта, схемы картографирования конфликта (по количеству участников)
Добрый день, уважаемы коллеги. Мы продолжаем разговор о конфликтах среди детей. Сегодня мы научимся анализировать конфликты и сформулируем правила поведения воспитателя в ситуации детского конфликта. Но вначале давайте немного поиграем.
Разминка: Игра «Броуновское движение». Разбившись по сигналу ведущего на группы по 2, по 3, по 4 человека, педагоги должны найти общий признак, объединяющий их группу (цвет волос, возраст, деталь одежды, качество характера).
Основная часть.
Теоретический блок:
Психологи предлагают несколько вариантов анализа конфликтов. Вот один из вариантов последовательного разбора:
1. Описание ситуации конфликта (участники, место возник¬новения, обстоятельства, деятельность участников конф¬ликта).
2. Что предшествовало возникновению ситуации?
3. Определение в ситуации момента, когда воспитатель мог бы определить переход конфликтной ситуации в конф¬ликт.
4. Что помешало воспитателю это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожи¬данность и т. д.)?
5. Какие возрастные, индивидуальные особенности участни¬ков конфликта, проявились в их поведении, поступке, си¬туации?
6. Ситуация глазами детей и самого воспитателя.
7. Личностная позиция воспитателя в возникновении конф¬ликтной ситуации (отношение ее к детям).
8. Какие приемы воспитательного воздействия мог бы исполь¬зовать воспитатель в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.
9. Что нового узнал воспитатель, о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?
Практический блок:
Задание для педагогов (работа в группах): проанализируйте предложенные вам ситуации. Ппредложите свой вариант позитивного и негативного развития конфликта
Ситуация 1. Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала прямо в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Ситуация 2.Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал.
Обсуждение ответов педагогов, формулирование вывода: даже самая конфликтная ситуация вполне может разрешиться мирно, если себя грамотно в ней вести. Например. Конфликт мальчиков завершился так:
«Вовка увидел бегущего к нему Колю его и сказал мальчику, который рядом стоял:
– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..»
Теоретический блок:
Для педагогов, предпочитающих мыслить схемами, я предлагаю такой вариант анализа - картографирование конфликта:
Для каждого оппонента конфликта мы определяем:
- его интересы (чего он хочет);
- опасения той и другой стороны (из-за чего человек испытывает чувство угрозы)
В центре схемы мы рисуем круг, в нем записываем Проблему конфликта (объективную причину)
На основе проделанного анализа ищем точки соприкосновения – то есть то, как можно снять чувство угрозы и удовлетворить интересы каждого из оппонетов
Практический блок:
Задание для педагогов (работа в группах): проанализируйте предложенные вам ситуации. предложите свой вариант позитивного выхода из конфликта
Ситуация 3. Саша и Сережа (4 года) играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.
Ситуация 4. Полную девочку (5 лет) обзывают мальчики, она плачет, замыкается, ни с кем не играет, и не хочет ходить в детский сад.
Ситуация 5. Мальчик (6 лет) из необеспеченной семьи. От того, что у него нет дорогих игрушек, и он не так хорошо одет, как другие дети, с ним никто не дружит.
Ситуация 6. Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку.
Обсуждение ответов педагогов, формулирование вывода: осуществляя анализ взаимоотношений детей, воспитатель должен:
* стараться определить причины их объединения (или не объединения);
* направлять эти взаимоотношения (при определяющей инициативе);
* оценивать действия детей, помня об их обостренной чувствительности;
* помогать им анализировать собственную личность; обращать внимание на выбор игрушек, имея в виду половую идентификацию;
* осуществлять общение с детьми с учетом их пола; при общении придерживаться личностноориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат;
* приучать детей к общению в таком стиле, который необходим именно в этом возрасте;
* прививать детям коммуникативные навыки и обучать способам ненасильственного разрешения конфликтов, возникающих в ходе игры.
Мозговой штурм
Ну а теперь основе полученных знаний давайте сформулируем рекомендации по разрешению конфликта.
Воспитатели работают в двух группах. Первая формулирует общую стратегию действий воспитателя при затяжном конфликте между детьми. Вторая – алгоритм действий при остром конфликте (например, в ситуации драки)
Примерный вариант рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
- 1.Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
- 2.Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
- 3.После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
- 4.Разработать варианты решений конфликтной ситуации i методы воспитательных воздействий.
- 5.Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительны} конфликтов, и уже с участием взрослых.
Примерный вариант действий педагога в опасных конфликтных ситуациях.
Воспитатель должен:
- 1.вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
- 2.оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему; сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже, позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;
- 3.избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;
- 4.разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.
Рефлексия занятия:
Продолжите предложения:
- Главное, что я сегодня узнала….
- Я поняла, что ….
- Я не согласна с тем, что…
Наиболее значимым для моей практической работы является то, что…
Андронова Ольга Ефимовна
педагог-психолог
БДОУ «Детский сад №134 комбинированного вида»
г. Омск