Сайт "Воспитатель"
Педагогический опыт
Сказки
- Подробности
- Родительская категория: Методическая копилка
- Категория: Безопасность
«Правила дорожного движения –основа безопасности дошкольника»
Введение
Светофор наш лучший друг,
преданный и верный.
Без него мы как без рук,
Если откровенно!
Наш трехглазый общий друг,
всем нам помогает.
Без него мы как без рук,
каждый это знает!!!
Обучение правилам дорожного движения в детском саду –это жизненная необходимость , поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования . В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения , но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс знаний , который воспитатели стараются донести до детей , ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
Цель моей работы - обучить детей безопасному поведению на улице. Использовать различные методики приёмы, формы в работе для использования на практике знаний.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута , если в разных видах деятельности ( самостоятельной ,совместной , непосредственно образовательной )будет включена информация по безопасности движения.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы , в работе решаю следующие задачи:
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков , научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
4.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.
5.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
По намеченным задачам , составлен план работы с детьми:
1. Продуктивная деятельность – моделирования , рисования , аппликация дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала.
2.Художественная литература – использование на занятиях стихов , загадок и т.д.
3.Физическое воспитание – использование подвижных игр, физкультминуток.
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Профилактическое
- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.
- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения , в частности , безопасному поведению на дороге.
- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.
Организационное
- Обогащение предметно-развивающей среды группы.
Основные формы работы с детьми:
- Диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- Организационные формы обучения в НОД;
- Совместная деятельность взрослого и ребенка;
- Самостоятельная деятельность детей.
- Наблюдения;
- Развитие речи;
- Викторины по ПДД;
- Конструирование ;
- Изобразительная деятельность;
- Игра;
- Досуги и развлечения;
Принципы реализации
1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных , возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития .
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно- транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Ресурсное обеспечение:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)
2. Кабинет по ПДД “Светофорик” в здании ДОУ.
3. Наглядный материал:
- настольно-печатные игры; - дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”; - дорожные знаки.
Ожидаемые результаты:
- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
- разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
- умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Сформированность навыков спокойного ,уверенного ,культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Свою работу начала с организации и обогащения предметно-развивающей среды в группе.
-Развивающая среда для обучения основам безопасности дорожного движения в группе включают в себя: «Уголок дорожного движения», макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картотеки, мультимедийную фонотеку (Мультимедийные дидактические игры, презентации, флэш игры, физкультминутки, гимнастика для глаз. Материалы уголка использую в НОД по ПДД, при проведении бесед «Дорожные ситуации», с целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.
В группе представлено много дидактических , настольно-печатных игр, с помощью которых дети учатся узнавать и различать дорожные знаки ; режиссерские и сюжетно-ролевые , которые помогают детям на практике осваивать профессию «участника движения»; атрибутов для ролевых игр, игр соревнований , которые изготавливаются воспитателями и детьми из бумаги и картона , природного и бросового материала.
В нашей группе сформирована предметно- развивающая среда по обучению детей правилам дорожного движения:
Создан уголок по ПДД, он наполнен разнообразными дидактическим и наглядным материалом, также изготовлены макеты улицы и перекрестка:
- Универсальные макеты «Улицы нашего села»,
«Улицы рядом с домом»;
- Визуальная наглядность – плакаты (изготовлены педагогами и родителями воспитанников средней группы, иллюстративный материал : транспорт , дорожные знаки , ситуации на дорогах и т.д.);
- Материалы для сюжетно- ролевых игр «Путешествие», «Строители дорог», «Я- шофер», «Дорога» ( разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки,
костюмы и т.п.);
- Оборудование для подвижных игр(фуражка, маски и т.п.). Кроме того, изготовлены и приобретены разнообразные пособия, дидактические и настольно-печатные игры: «Светофор», «Дорожные знаки», «Веселый светофор», «Разрешено-запрещено», «Куда спрятался знак», « Водители» и др.
Книжный центр пополнен разнообразной познавательной и художественной литературой по ознакомлению детей безопасному поведению на дороге , картотеками стихов, загадок о правилах дорожного движения ,транспорте . В оформлении группового пространства использованы детские творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности»
В течении всего учебного года с детьми проводились праздники , развлечения с участием родителей «В гости к светофорику», « Лучший пешеход», « Красный , желтый, зеленый» и т.д.
Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе эмоционального положительного настроя к изучению правил безопасного поведения. Игры подбираю увлекательные, занимательные, требующие решение различных ситуаций, чтобы во время игры выявилась творческая смекалка, сообразительность,
самостоятельность в преодолении трудностей.
Разработала цикл интегрированных занятий для НОД, где дети повторяют и расширяют знания о дорожных знаках, а затем через художественное творчество закрепляют пройденный материал. В НОД по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других видах деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Знакомлю детей с правилами дорожного движения систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию. Полученные детьми знания закрепляются во время проведения всевозможных мероприятий: проектной деятельности, игр, викторин, конкурсов рисунков и плакатов, создании карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, просмотров видеофильмов по безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.
-В педагогической деятельности использую подборку стихотворений, поговорок, загадок. Удачным опытом стало составление сказок и рассказов, сочиненных детьми о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте.
В процессе обучения ПДД значительное место отводится практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучают и закрепляют правила для пешеходов.
Для того чтобы, целевые прогулки стали более безопасными, я использую моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию). Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, я предлагаю детям вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут.
Традицией стала организация различных выставок. Так в детском саду была организована выставка детских рисунков «Азбука дорожного движения». Участниками выставки стали дети и их родители ,которые проявили творчество в рисовании на заданную тему. Здесь можно увидеть многообразие интересных машин, дорогу с перекрёстком, дорожные знаки, «весёлые» светофоры, героев любимых сказок. Ребята, приходя на выставку рисунков, не только любуются детскими работами, но и закрепляют правила дорожного движения на дороге.
В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча с интересными людьми. Мы активно приглашаем в гости родителей воспитанников, инспекторов ДД встречи с которыми очень интересны и познавательны для ребят. Они рассказывают детям о правилах безопасного поведения на дороге и в транспорте, совместно были организованы игры “Светофор”, “Внимание, дорога”.
Восторг детей, море положительных эмоций, а самое главное, такие необходимые детям навыки безопасного поведения на дороге – вот основной результат подобных мероприятий.
После таких встреч в группе была организована акция «Зебра» с целью профилактики безопасности дорожного движения. Задача акции заключалась в привлечении внимания взрослых и детей к безопасности дорожного движения.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
•анкетирование;
•памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
•папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
•конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице провела следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
– родительские собрания: «Ребенок и дорога», «Юный грамотный пешеход». На собраниях родителям рассказала о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице.
– беседы с родителями «Осторожно, дорога!», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия;
– консультации для родителей «Научим детей правильно переходить дорогу», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»;
– В течение учебного года провела общие праздники, развлечения с родителями «Добрая дорога детства» «Дорожная азбука» и др. Такие праздники доставляют огромную радость детям.
В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе Power Point для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
• Виды транспортных средств;
• Светофор, история его развития.
• Виды дорожных знаков и их назначение;
• Причины дорожно-транспортных происшествий.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы Windows Media демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
Например;
-«Смешарики»
- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе использую проигрыватель Windows Media для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения.
Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины», «Санки» и другие.
При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.
В НОД применяю мультимедийные гимнастики для глаз и физкультминутки движения - звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Накопленными знаниями и опытом делюсь с коллегами на городских методических объединениях.
Перед началом целенаправленной работы с детьми я изучила их уровень знания по правилам дорожного движения. С этой целью я использую педагогическую диагностику.
Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
Диагностику провожу два раза в год в начале (сентябрь) и в конце года (май).
Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что в группе высокий уровень знаний ПДД у детей составил 25% (8 детей), средний уровень 65% (18 детей), низкий уровень 10% (2 детей).
Дети стали лучше ориентироваться в ПДД и освоили первоначальные навыки безопасного поведения на улицах города, хорошо знают дорожные знаки. Благодаря систематической работе по обучению ПДД дети получили знания и практические навыки, которые помогут им уверенно чувствовать себя в роли пешехода, оценить различные ситуацию не нарушая правил.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Воспитатель средней группы Зулпиева Раисат Омаровна
ГБОУ Школа 283, С/П № 8.